Битва банки с бутылкой. Почему хотят запретить ПЭТ-тару.

15.09.2015
kommersant PET

Пивная баклажка, подруга алкоголика, может оказаться под запретом: Госдума рассматривает закон об ограничении розлива спиртных напитков в пластмассовую тару. Лоббисты объясняют необходимость принятия закона заботой о здоровье нации, их противники на месте заботы видят голую корысть. В сложных взаимоотношениях стекла, металла, пластика и пива разбиралась корреспондент "Денег".

МАРИЯ ШЕР

Попытки запретить розлив алкоголя в тару из полиэтилентерефталата (ПЭТ) предпринимались неоднократно. Впервые это предложило Росалкогольрегулирование (РАР) в конце 2011 года — служба доказывала, что именно ПЭТ виноват в повальном алкоголизме, и призывала запретить этот вид упаковки на территории Таможенного союза. Чуть позже упаковку действительно запретили в Казахстане, а в Белоруссии (там в пластик разливается более 80% пива) и России (не менее 50%) инициатива не прошла.

В 2013 году была предпринята новая попытка, уже от имени группы депутатов-единороссов. Раиса Кармазина и Михаил Тарасенко внесли на обсуждение законопроект, который постепенное снижает максимальный объем ПЭТ-тары для пива, (полтора литра, потом — литр и до полулитра). Исходным аргументом против ПЭТ была его токсичность. "Согласно исследованиям ученых Института биохимической физики РАН, из ПЭТ-тары в пиво выделяется дибутилфталат — яд, вызывающий токсический гепатит, наносящий вред эндокринной и нервной системе человека и являющийся одной из причин онкологических заболеваний",— убежден поддержавший инициативу губернатор Вологодской области Олег Кувшинников, по совместительству — председатель всероссийской ассоциации "Здоровые города, районы и поселки". Впрочем, годом позже российские производители ПЭТ — Алко-Нафта, ПОЛИЭФ, Сибур-ПЭТФ и "Сенеж" представили результаты исследований, проведенных в немецком Институте химической технологии общества Фраунгофера: тамошние ученые дибутилфталата в бутылках не нашли. Главным доводом в поддержку ПЭТ-ограничений вновь стала "алкоголизация населения". Законопроект между тем принят в первом чтении, и сейчас противоборствующие стороны активно готовятся ко второму и третьему.

Лепта главного нарколога

"Из-за ПЭТ люди спиваются,— открыл нам глаза на происходящее главный нарколог России Евгений Брюн.— Кухонный экономист сидит и думает: вот есть пиво в большой емкости, оно дешевле, я буду потреблять его, я же уже пристрастился! Бизнесы так и будут свою стратегию продаж устраивать. Это аморально, и поэтому нужно вмешательство парламента и государства. Мы на правильном пути. Моя лепта в этом тоже есть. Думаю, в эту думскую сессию запрет уже примут, и пить станут меньше".

Если и есть в этом деле лепта главного нарколога, она все же не столь существенна. То, что своим появлением законопроект обязан не заботе о здоровье граждан, а лоббизму бизнес-структур, открыто признает даже премьер-министр Дмитрий Медведев. "Часть бизнеса там за одно пытается ратовать, часть — за другое",— прокомментировал он обсуждение законопроекта на июльском совещании по нефтехимии.

Производители пива в качестве заказчиков кампании против ПЭТ называют своих старейших и заклятых врагов — водочное лобби. Они напоминают, что РАР, инициировавшая кампанию, почти полностью состоит из представителей именно этой индустрии. Потери отрасли в случае запрета действительно будут существенными. Пиво в баклажках стоит в среднем на 20-30% дешевле, чем в другой упаковке, и этот сегмент занимает большую часть рынка (от 50% до 60%); запрет ПЭТ обернется удорожанием напитка и, как опасаются его производители, сокращением спроса. "Наша отрасль и так упала за последние годы на треть,— жалуется вице-президент "Балтики" Алексей Кедрин.— Закрылось 15 заводов, в том числе два наших. И это не только потому, что у потребителя меньше денег. Пиво подорожало — увеличили акцизы в шесть раз. Грамм спирта в пиве уже сейчас стоит дороже, чем в водке, а если пиво снова подорожает, предпочтение водке отдадут еще больше россиян".

Стеклянный интерес...

Ответственность за лоббизм чуть было не взял на себя Союз предприятий стекольной промышленности ("Стеклосоюз"). В протоколе одного из недавних заседаний организации, размещенном на ее сайте, среди мер для продвижения стеклотары упоминается "внесение изменений в законодательство об ограничении использования ПЭТ-тары". Документом заинтересовалась ФАС, которая усмотрела в действиях стекольщиков нарушение законодательства и вынесла им официальное предупреждение. "Правила игры должны быть одинаковыми для всех участников рынка, и нельзя ограничивать один вид бизнеса, давая преимущества другому",— считает Андрей Ерин, член экспертного совета ФАС по развитию конкуренции на рынке производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

"В России работает больше десятка крупных заводов, которые производят 10-12 млрд бутылок в год. В случае запрета больших объемов ПЭТ они смогут обеспечить пивоваров недостающей тарой, производственные мощности на это есть уже сейчас, у нашей компании точно",— обнадеживает Дмитрий Чудинов, экономист компании "Раско", одного из крупных производителей стеклотары. По словам Чудинова, ограничение ПЭТ выгодно для "Раско": "Сейчас закупочная цена обычной бутылки примерно 4 рубля, в случае запрета ПЭТ мы сможем продавать ее на 1-2 рубля дороже, а крупные бутылки — на 5-6".

...или алюминиевый

Явных доказательств участия алюминщиков в антипластиковом лобби нет, но участники рынка единодушны: без алюминщиков дело не обошлось. Уже сама биография депутатов, выдвинувших законопроект, свидетельствует в пользу этой версии. Единоросс Михаил Тарасенко долгое время возглавлял Горно-металлургический профсоюз России, а его коллеги Раиса Кармазина и Дмитрий Носов, также выступающие за ПЭТ-ограничение, представляют в Госдуме интересы Красноярского края, производящего треть российского алюминия.

Сейчас в алюминий разливается, по разным оценкам, от 16% до 20% пива, а если запрет вступит в силу, алюминщикам достанется более 50% рынка. На фоне падающих цен на алюминий — достойный куш.

В компании Can-Pack, производящей 35% алюминиевых банок в России, считают, что нет для пива тары лучше металлической, и если запретить пластик, потребители и пивовары наконец в этом убедятся. Во-первых, если производителю захочется изменить дизайн упаковки, с банкой это можно сделать всего за два-три часа, а вот чтобы поставить на линию стеклянные бутылки новой формы, потребуется два-три месяца. Во-вторых, стекло после выдувания надо выстаивать чуть ли не сутки, чтобы оно приобрело температуру окружающей среды, иначе может потрескаться. В-третьих, бутылка очевидно проигрывает алюминиевой таре в весе. Иными словами, в случае запрета ПЭТ в Can-Pack ждут притока клиентов — у стекла много недостатков, а "Тетрапак" тары для пива еще не придумал. Сегодня Can-Pack выпускает 5,5 млн банок в сутки. "Наших мощностей хватит, чтобы закрыть потребность в таре, даже если пивовары увеличат производство на 50%",— сообщают в компании.

ПЭТ-зависимость

"Я вообще не знаю, что делать,— горюет Александр, владелец маленького магазина разливного пива.— Мы можем разливать только в пластик, потому что краники под горлышко идеально подходят, крышку закрутить легко. О переходе на стекло или тем более алюминиевые банки не может быть и речи — чем мы их клиентам закупоривать будем, молотком, что ли?" Лидерам отрасли еще удастся удержаться на плаву, а для малых предпринимателей, таких, как Александр, ПЭТ-ограничение означает фактический уход с рынка.

Но как бы ни жаловались пивовары на грядущие потери от запрета ПЭТ, больше всего пострадают, конечно, компании-производители ПЭТ-упаковки. По их словам, ограничение использования этого вида тары означает ее фактический запрет в пивной отрасли, ведь в пластике продаются преимущественно крупные объемы пива, а полулитровые ПЭТ-бутылки спросом у граждан не пользуются. "Ограничение ПЭТ-тары для алкогольной продукции приведет к сокращению рынка этой упаковки на 22%. Снизится загрузка мощностей со всеми вытекающими последствиями — закрытием заводов, в том числе, недавно построенных высокотехнологичных производств, сокращением персонала",— рассказывают в ассоциации производителей ПЭТ. "На сегодня объем рынка пластиковой тары — 600 тыс. тонн в год. Если примут запрет, мы будем терять примерно 100 тыс. тонн продукции ежегодно. Кроме того, пострадают люди, сотрудники наших предприятий. Сейчас у нас четыре завода по производству гранулята (сырье для изготовления бутылок.— "Деньги") и 70-80 заводов-производителей самой тары. На них работает почти 8 тыс. человек, а если ПЭТ запретят, сократить придется почти 20% работников",— поясняет Николай Жир, директор АРПЭТ.

По словам производителей безалкогольных напитков, запрет ПЭТ коснется и тех, кто пива не пьет. "Если пластик запретят пивоварам, сократится количество производителей этой тары, и ПЭТ как таковой подорожает,— говорит президент союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Дмитрий Петров.— Для наших напитков одна из важнейших статей расхода — логистика, так как речь идет о перевозке больших объемов, которые много весят. Поэтому мы выбираем ПЭТ-тару, самый легкий вид упаковки, 70-80% напитков разливается в нее. Если использовать другие емкости — из стекла или алюминия, платить придется гораздо больше". То есть в рознице безалкогольная продукция, вероятно, подорожает тоже.

Пластмассовое перемирие

Впрочем, некоторые эксперты считают, что многолетняя война с ПЭТ-тарой подходит к концу. Причина тому — негласный договор, который под давлением Минздрава и РАР заключили с властями пивовары. Четверка крупнейших производителей — Carlsberg, Heineken, Efes и InBev, контролирующие почти 80% российского пивного рынка,— добровольно отказалась использовать пластиковую тару объемом более 1,5 л с июля 2016. Не поддержала такое самоограничение только компания "Очаково", у которой большая часть пива разливается как раз в емкости больше 1,5 л. Тем не менее компромисс был достигнут, и дальше все успокоится, считает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз: "Никакого запрета не будет. В правительстве прекрасно осознают, что это просто конкурентная борьба. Пиво в полуторалитровых бутылках останется, если оно не будет выделяться на полке на фоне Pepsi или другой газировки. Поэтому договорились о максимально разрешенном объеме, который всех устроит".

 

Источник: Журнал "Коммерсантъ Деньги" №36 от 14.09.2015