"Как насчет семилетнего Chateau в пластиковой бутылке?

13.05.2014

АРПЭТ_Керницкий В.И.

Еще десять лет назад в России почти весь полиэтилентерефталат, или ПЭТ, был импортным. Сейчас мы производим его в таких объемах, что даже экспортируем около 90 тыс. тонн ежегодно в страны Европейского союза. Вместе с тем около 100 тыс. тонн полимера мы все-таки импортируем, что объясняется логистическими особенностями отдельных регионов, в частности Сибири и Дальнего Востока.

ПЭТ — это безопасный полимер, во всем мире его применяют в качестве упаковки для любых видов пищевых продуктов. Будь то напитки или детское питание — ограничений не существует. В этом отношении ПЭТ нисколько не уступает алюминию, бумаге или стеклу. А вот с точки зрения защиты окружающей среды полиэтилентерефталат выигрывает. Для производства одной тонны ПЭТ требуется всего 1 МВт ч, что существенно меньше, чем для стекла (1,3 МВт ч) или алюминия (20 МВт ч).

Три компании — СИБУР, "Сенеж" и "Алко-Нафта" — выпускают около 540 тыс. тонн продукции в год при объеме потребления 580 тыс. тонн. Потребление полиэтилентерефталата в России достигло 4 кг на душу населения. Это примерно вдвое меньше, чем, например, в США: средний россиянин покупает в упакованном виде около 170 кг пищевых продуктов в год, американец — более 300 кг. В общем, еще есть пространство для роста, и производство развивается весьма интенсивно. Инвестиции в развитие производства ПЭТ за последние 20 лет составили $1,5 млрд. Преформы производятся на 22 крупных и 50 небольших заводах во всех регионах страны. Объем переработки пластиковых бутылок, например, в штапель или нетканые материалы тоже растет — сегодня в России этим занимается более 30 предприятий.

На мировом рынке выпуск бутылочного полимера превысил 18 млн тонн в год, но он все равно существенно уступает в объеме производству полиэфирных нитей и волокон: 24 млн и 18 млн тонн в год соответственно. Мы все одеты в ПЭТ, и от этого никуда не деться: шерсти в год производится лишь около 1 млн тонн, хлопка — 25 млн тонн, в то время как волокон и нитей из полиэтилентерефталата — 42 млн тонн. На этом фронте в России настоящая катастрофа. При потреблении волокон и нитей из ПЭТ на уровне 215 тыс. тонн в год мы производим лишь около 52 тыс. тонн, и то главным образом из импортного сырья. Правда, и здесь наметилась позитивная тенденция: в Иваново проектируется завод, ориентированный на выпуск штапельного волокна из ПЭТ.

В производстве упаковки, впрочем, тоже есть пространство для роста. Как насчет семилетнего Chateau в пластиковой бутылке? Еще несколько лет назад для винной отрасли это было бы не более чем эпатирующим жестом. Однако с появлением новых разработок в области упаковки и ужесточением борьбы за потребителя все больше западных и российских виноделов засматриваются на более дешевые, небьющиеся и легкие пластиковые бутылки. В Европе вина стоимостью €15-30 уже разливают в ПЭТ. То же и с не самыми дешевыми сортами виски и марочными коньяками. Появились и одноразовые пивные кеги большого объема из ПЭТ — альтернатива алюминиевым. Даже кровь сейчас все чаще хранят в контейнерах из ПЭТ, а не в стеклянных пробирках. Еще один пример — растительное масло. Недорогое подсолнечное масло в стеклянных бутылках не встретить уже давно, теперь и более дорогое оливковое или, например, тыквенное масло все чаще продается в пластиковой таре. В общем, если бы ПЭТ был известен во времена Михаила Булгакова, Аннушка не разлила бы масло — не отрезало бы голову несчастному Берлиозу.

На 2014 год в России запланирован запуск ряда новых производств. Увеличится мощность принадлежащего СИБУРу завода "Полиэф" под Уфой. "Газпром-Химволокно" в городе Волжском осваивает производство шинного корда и геотекстиля из ПЭТ. Большую поддержку развитию индустрии ПЭТ может оказать инициатива Министерства промышленности и торговли о предоставлении субсидий из федерального бюджета предприятиям химического комплекса по кредитам, выданным на реализацию проектов в области переработки пластмасс с объемом вложений от 1,5 млрд до 5 млрд руб. Согласно проекту постановления, предполагается субсидировать проекты, которые способствуют увеличению доли продукции отечественного производства на внутреннем рынке России не менее чем на 10%.

Коммерcант.ru