За что такое исПЭТание?

30.04.2015

Ликвидация разлива пива в ПЭТ-бутылки в 2016 году, закон о которой может быть принят Госдумой уже в ближайшее время, безусловно, будет иметь серьезные и весьма печальные последствия для всей отрасли. Но если бы окончательное решение ПЭТ-вопроса касалось лишь пивоваров и их продукции...

MK_pet1

 

Источник: Росприроднадзор

Да, крупные пивоваренные заводы вздрогнут, но устоят, мелкие и средние пивоварни, специализирующиеся на продаже разливного пива в ПЭТ, будут вынуждены закрываться, а десятки тысяч пивоваров и предпринимателей займут очередь на бирже труда, и без того утомленной кризисом. Но неприятности ожидают еще и тех, кто практически и не участвует в разрешении проблемы и не сможет повлиять на судьбу вопроса, — потребителей.

Дело в том, что, если Госдума примет обсуждаемый закон, пиво неизбежно подорожает. Вместе с тем грамм чистого спирта в крепких напитках станет для покупателя еще привлекательнее, чем в слабоалкогольных напитках. Таким образом, большая часть потребителей недорогого пива по вполне понятной причине может переключиться на более крепкий алкоголь, что вряд ли поможет Министерству здравоохранения решить накопившиеся демографические проблемы. Напротив, подобное развитие событий приведет к появлению новых, еще больших проблем.

Посодействуют ли меры, планируемые к принятию по отношению к ПЭТ, импортозамещению, провозглашенному стратегической задачей страны на ближайшее время? Скорее всего, нет, ведь в ПЭТ-бутылки разливается главным образом отечественное пиво.

Есть вполне обоснованные опасения, что отечественный покупатель с ликованием встретит неизбежное подорожание и других товаров, фасуемых в ПЭТ, — молочной продукции, минеральной и питьевой воды, кваса, лимонада, детского питания. Повторим, подорожание это будет неизбежным, поскольку производителям ПЭТ придется компенсировать потери, которые они понесут на пивном рынке, потребляющем треть от общего объема производимой в России ПЭТ-упаковки.

Складывается впечатление, что подписание «приговора» пивной ПЭТ-бутылке не может быть выгодно никому, кроме весьма ограниченной группы лиц, радеющих отнюдь не столько за общее экономическое развитие, сколько за собственное процветание. Иначе чем можно объяснить подобное отношение к благосостоянию соотечественников?

MK_pet2

Источник: Росприроднадзор

Кроме того, если исчезнет пивной ПЭТ, то не сразу, а постепенно, но с каждым годом все явственнее, будет ощущаться ухудшение экологической ситуации. Производство такой упаковки является для окружающей среды более легким бременем, чем изготовление стеклянных бутылок и алюминиевых банок. Например, при производстве стеклянных бутылок выбросы углекислого газа практически в 2,5 раза больше, чем при производстве ПЭТ. Увеличенный выброс СО2 уменьшает наши свободные квоты по Киотскому протоколу, которые Россия могла бы продавать другим странам, а полученные средства направлять на экономическое развитие.

Согласно прогнозам, использование ПЭТ-бутылок в мире будет с каждым годом возрастать и в таких пивных странах, как Чехия и Германия, и в таких приверженных идеям экологии, как Швейцария и Финляндия. Данную упаковку признают самой совершенной на текущий момент как компании-производители, так и потребители, для которых ПЭТ является олицетворением экономии энергоресурсов и символом их ежедневного, пусть небольшого, но весомого вклада в заботу об окружающей среде.

Пора определяться и России: выбрать ли путь благих намерений, выстланных ненавистниками ПЭТ, или принять другое решение, от которого во многом будет зависеть будущее отрасли, экономики и всей страны?

 

Ольга Цибина

 

Источник: "Московский комсомолец" №26801 от 29 апреля 2015