Пластиковая тара

01.12.2014

Один из авторов законопроекта об ограничении объемов пластиковой тары для алкогольной продукции — депутат Госдумы Валерий Трапезников заявил на днях, что эта парламентская инициатива "проходит" с трудом. Об этом он рассказал на пресс-конференции, где обсуждались причины и последствия запрета ПЭТ.

pet

Напомним, законопроект подразумевает введение с 1 января 2015 года запрета на продажу алкоголя крепостью более 6% в ПЭТ-бутылках объемом свыше 1,5 литра, с 1 июля 2015 года – крепостью свыше 5% в литровых бутылках и с 1 января 2016 года – крепостью больше 4% в "пластике" любого объема. Напитки с содержанием спирта меньше 4% должны будут продаваться только в ПЭТ-упаковках по 0,5 литра. Продукцию такой крепостью и в пластиковой таре упомянутых объемов выпускают исключительно пивоваренные компании, против которых, по сути, и направлен этот закон, отмечают многие эксперты.

Так, Трапезников видит главную опасность в продаже пива в больших пластиковых бутылках в том, что это повышает риск заболевания алкоголизмом, особенно среди молодежи. При этом ранее довод о зависимости злоупотребления пивоваренной продукцией от объемов упаковки неоднократно подвергался критике. По словам доцента МГМУ им. И.М. Сеченова Дмитрия Виноградова, на масштабы злоупотребления напитком размер тары не влияет, поскольку даже в самой большой упаковке пива содержится меньше чистого спирта, чем в другой алкогольной продукции. Виноградов подчеркнул, что при этом стоимость алкоголя в пиве существенно выше.

Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) "Общественный контроль" прямо заявляло, что ограничение использования ПЭТ "приведет к значительному увеличению потребления крепкого алкоголя, прежде всего его суррогата, и алкоголизации населения, повышению риска распространения контрафактной и фальсифицированной алкогольной продукции". Кроме того, отказ от пластиковой тары может увеличить теневой рынок слабоалкогольных напитков, — уверены эксперты. Они также указывают на позитивный опыт других стран, которые не борются с количеством, а следуют рекомендациям ВОЗ об изменении структуры потребления алкогольных напитков, где существенно превалирует слабый алкоголь и незначительна доля крепкого.

 

Специалисты уверены, что поправки в законодательство негативно отразятся и на тех гражданах, которые вообще не употребляют спиртное, и связывают это с сокращением производства ПЭТ-тары. "Как результат из-за инфляции подорожают вообще все продукты, которые разливаются в "пластик", что станет ударом по кошельку уже не только малоимущих слоев населения, но и по людям со средним достатком", — считает председатель ОЗПП Михаил Аншаков. Запрет пластиковой тары негативно отразится и на малом и среднем бизнесе "со всеми вытекающими неприятностями в виде сокращения рабочих мест, снижения занятости, уменьшения налогов в местные бюджеты", — предостерег известный экономист Михаил Хазин. Он объяснил это тем, что пивоварам придется перейти на розлив продукции в стеклянные бутылки и алюминиевые банки.

 

Могут пострадать и производители пластиковой тары, которые опасаются закрытия недавно построенных высокотехнологичных производств органической химии и полимерных материалов и отказа от ряда инвестиционных проектов в российских регионах. В своих письмах к вице-премьерам Аркадию Дворковичу и Александру Хлопонину гендиректор компании "Завод чистых полимеров "Этана" Сергей Ашинов писал: "Это означает сворачивание масштабных инвестиционных программ и проектов, общий объем финансирования которых превышает 100 млрд рублей". Предприятие Ашинова реализует в Кабардино-Балкарии проект по строительству производства ПЭТ-гранулята стоимостью свыше 20 млрд рублей, при этом часть средств предоставляет Инвестиционный фонд РФ и региональный бюджет. Предприниматель подсчитал, что ограничение использования ПЭТ приведет к сокращению его производства в России более чем на 150 тыс. тонн в год.

 

Учитывая явные негативные последствия в случае принятия закона, участники рынка и его эксперты ранее уже высказывали предположения, кому может быть выгоден запрет ПЭТ. "Мы предполагаем явные коммерческие интересы лоббистов этого законопроекта, которые нарушают конкуренцию между пивом и другими, более крепкими алкогольными напитками, а также между пластиковой и другими видами упаковки (стекло и алюминий)", — писали руководители Союза российских пивоваров, Конфедерации упаковщиков, Ассоциации производителей и переработчиков ПЭТ и других общественных объединений в открытом обращении к премьеру Дмитрию Медведеву. К ним присоединяется Михаил Хазин, который считает, что, "открыв фронт борьбы с пивом в пластиковой таре и при этом не трогая тот же напиток в стекле и алюминиевых банках, инициаторы запрета действуют по принципу известной шутливой песни про то, что "губит людей не пиво — губит людей вода".

 

Еще один участник упомянутой выше пресс-конференции – председатель Национального союза защиты прав потребителей (НСЗПП) Павел Шапкин считается "одним из видных лоббистов индустрии крепкого алкоголя". СМИ сообщали, что до прихода в НСЗПП он был главой Национальной алкогольной ассоциации. Шапкин настаивает на вреде ПЭТ для здоровья человека. Официальных подтверждений этому пока нет. Зато есть результаты многочисленных исследований, как зарубежных, так и отечественных, которые, наоборот, говорят о полной безопасности упаковок из полимерных материалов, применяемых в пивоваренной индустрии. Во многом это объясняет тот факт, что до сих пор ни одна страна мира не запрещала использование ПЭТ для розлива пива.

 

Более того, "ПЭТ-бутылки, по мнению ученых, являются энергоэффективной тарой, обладающей высоким экологическим потенциалом", — констатировал член комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Олег Лебедев во время недавнего круглого стола, посвященного проблемам качества атмосферного воздуха. Если же произойдет замещение ПЭТ альтернативной упаковкой, то, по данным участников мероприятия, это приведет к повышению выбросов углекислого газа в атмосферу, в случае замены на стеклянную тару – в 2,5 раза, на алюминиевую банку – в 1,5 раза. "Ограничение объема пластиковой упаковки до 500 мл в пользу алюминиевой и стеклянной тары нецелесообразно и выглядит искусственным механизмом для банального передела рынка среди изготовителей упаковки. Складывается ощущение, что под видом заботы о населении кто-то просто решает совсем другие задачи", — сделал вывод Лебедев.

 

Сергей Петров

Источник: rosbalt.ru