Законы по ограничению использования пластика пересматриваются

25.04.2020

3

Кризис здравоохранения многих стран спровоцировал новую жизнь пластика, открыл ему второе дыхание.

Пластиковая продукция – полипропиленовые маски, дезинфицирующие проспиртованные салфетки, флаконы с гидрохлоридным гелем, тара для Интернет-доставки, одноразовая “гигиеническая” упаковка пищевых продуктов – всё это теперь представляется отнюдь не злом, загрязняющим мировой океан и губящим флору и фауну, но насущной необходимостью. В России покупка домохозяйствами дезинфицирующей продукции уверенно растёт, а рестораны, ранее обслуживавшие клиентов с минимальным использованием пластиковой тары, теперь обильно её используют, упаковывая блюда на вынос.

Полимеры, являющиеся на 99% продуктами переработки нефти и газа, в Европе производятся десятками тысяч компаний. На фоне падения мировых цен на нефть их бизнес стал более прибыльным – себестоимость производства пластика упала. Рост доходов и потребления разжёг политический аппетит.

В Европе и США эта ситуация уже активизировала лобби производителей пластика, которые требуют пересмотра ранее введённых ограничений. Лоббистская организация европейских пластмассовых переработчиков (EuPC) направила письмо Еврокомиссии с просьбой отложить как минимум на год внедрение директивы SUP “Об одноразовых пластмассах” и снять все действующие запреты с производителей пластика. Конечно, ради здоровья людей. Заметим, что ограничение касалось в меньшей степени медицинских изделий, оно затрагивало только одноразовые тампоны.

Таким образом, с одной стороны, пандемия нового коронавируса и меры самоизоляции, принятые на глобальном уровне, привели к снижению промышленных выбросов в атмосферу и меньшему количеству автомобилей на дорогах – выбросу парниковых газов. С другой – человечество вынуждено считаться с увеличением потребления медицинского пластика и теперь столкнётся с “мусорным кризисом”.

Экологические организации во всём мире сегодня бьют тревогу, предвидя бедствие после выхода из пандемии нового коронавируса. Они говорят о том, что нужно уже сейчас, в условиях самоизоляции, менять потребительское поведение – несмотря ни на что искать пути к минимизации потребления пластиковой тары и не давать производителям пластика “забыть” о его утилизации.