Упаковка для жидких молочных продуктов. Круглый стол

14.03.2017
Титул

В условиях экономического кризиса многие перерабатывающие предприятия были вынуждены заморозить инвестиционные проекты, в том числе и по модернизации упаковочного оборудования, что связано в первую очередь с проблемами финансирования. Однако сегодня потребитель уже не вернется к покупке развесной продукции. встает вопрос, как соответствовать требованиям современного потребителя в части оптимальных размеров, экологичности, удобства упаковки и в то же время минимизировать расходы, связанные с упаковкой на производстве. В рамках круглого стола ведущие игроки рынка упаковки для молочных продуктов представляют эффективные упаковочные решения в сегменте полимерных материалов.

- В чем общность и различия тенденций мирового и российского рынков упаковки?

01 Сахаров

- При общих представлениях в це­лом о применении тех или иных тех­нических решений и материалов в нашей стране и технологически раз­витых странах Европы и США огром­ная разница прослеживается, в част­ности, в подходах к внедрению до­полнительных технических систем, например связанных с контролем ка­чества или автоматизацией процес­сов конечной упаковки. Так, зача­стую в России собственники пред­приятий скорее предпочтут ручной ТРУА дорогостоящим автоматиче­ским системам, предназначение ко­торых напрямую не связано с техно­логическим процессом изготовле­ния/приготовления продукта и не влияет на товарный вид и привлека­тельность продукта в глазах потре­бителя «на полке».

В представлении же собственников предприятий технологически разви­тых стран подобная экономия не ка­жется оправданной в связи с более жесткими требованиями законода­тельства в части правил безопасности на предприятиях и защиты здоровья персонала. К примеру, в европейских странах внедрение автоматизирован­ных упаковочных систем среднего уровня производительности, си­стем визуального контроля, машин­ного зрения и прочих избавляет предприятие от необходимости не­сти потенциальные расходы, свя­занные с дополнительным страхо­ванием работника и возможными компенсационными выплатами в слу­чае нанесения вреда здоровью. При этом сам такой вред может понимать­ся значительно шире, нежели просто получение производственной травмы или увечий. При этом в нашей стране постепенно намечается тенденция к повышению уровня культуры произ­водства, это во многом связанно с об­щим совершенствованием техниче­ских решений и удешевлением отдель­ных составляющих компонентов высокотехнологичного оборудования. Все чаще эксплуатанты упаковочного оборудования делают расчет на долго­срочную перспективу, горизонт пла­нирования увеличивается. Тот, кто го­тов играть в долгую, получает значи­тельную экономию на масштабе, и это теперь все чаще относится не только к крупным участникам рынка, но и к небольшим компаниям.

 

- Иногда подвергается сомнению экологичность ПЭТ. Как обстоит дело на самом деле?

02 Керницкий

- Следует отметить высокую эколо­гичность ПЭТ-тары. Отходы ПЭТ от­носятся к 5-му классу (самые безопас­ные), и при их сжигании не выделяют­ся и не могут выделяться диоксины (поскольку в ПЭТ не содержится хлор), а токсичность ПЭТ при сжига­нии, по данным японских исследова­телей (хроматографический анализ отходящих при сжигании газов), иден­тична таковой при сжигании дров. Тем не менее сжигать отходы ПЭТ не­экономично, поскольку они очень вос­требованы и стоимость 1 т ПЭТ- отходов достигает 40-50 тыс. руб.

В связи с вводимым в России раздельным сбором твердых бытовых отходов должны резко вырасти объемы сбора и переработки вторичного ПЭТ, из которого уже в настоящее время в РФ выпускается около 75 тыс. т в год различных видов текстильных изделий (штапельное волокно, нетканые материалы, утеплители, тепло- и шумоизоляция и т. п.).

Россия в настоящее время даже им­портирует отходы ПЭТ-тары (около 10 тыс. т в год) из Белоруссии, Узбе­кистана, Украины и др. При оконча­тельной реализации в РФ раздельно­го сбора твердых бытовых отходов до 90 % использованной ПЭТ-тары бу­дет перерабатываться в различные текстильные изделия. Упаковка из ПЭТ, если рассматривать полный цикл ее производства и применения, более экологична и безопасна, чем стекло и алюминий. Ее производство менее энергоемко, дает меньшее ко­личество отходов и существенно меньшее выделение парниковых га­зов по сравнению со стеклом и алю­минием. Этот эффект распространя­ется и на логистику продуктов в ПЭТ-таре, поскольку она наиболее легкая.

С экологической точки зрения уве­личение объемов переработки ПЭТ- отходов минимизирует загрязнение окружающей среды. Следует отме­тить, что невыбранная ПЭТ бутылка с полигонов может сжигаться на му­сороперерабатывающих заводах (те­плотворная способность ПЭТ состав­ляет 22 700 кДж/кг), поскольку она практически не дает при этом ника­ких токсичных продуктов.

 

- Существуют ли особые требования к упаковке для жидких молочных продуктов? Какие материалы используются для ее производства?

03 Гийом

- Пищевая безопасность - вопрос первостепенной важности при розли­ве любых напитков, но для жидких мо­лочных продуктов он стоит особенно остро, ведь они могут легко испор­титься под воздействием света, кис­лорода и высокой температуры. Вы­бор правильной упаковки зависит от типа продукта и его состава (свежее молоко, молоко со вкусовыми добав­ками, йогурт, соевое молоко и т. д.), процесса производства, оборудования для розлива, температуры при достав­ке и требуемого срока хранения.

В последние годы многие произво­дители молока перешли от упаковки из полиэтилена высокой плотности и картона на ПЭТ-бутылки. По дан­ным агентства Euromonitor, в настоя­щее время на долю ПЭТ приходится 2 % всей упаковки жидких молочных продуктов, однако эта цифра имеет тенденцию к существенному росту.

Причин для более активного ис­пользования ПЭТ-тары в молочной индустрии немало, многие из них спо­собствовали росту ее популярности для других напитков. Она удобна в применении, не бьется, ее можно за­крыть повторно и, что важно сейчас, когда в мире все больше внимания уделяется экологически рациональ­ному производству, на 100 % пригод­на для вторичной переработки. ПЭТ- материал открывает уникальные воз­можности для дизайна бутылок, позволяя эффектно продемонстри­ровать продукт, и обладает другими качествами, благодаря которым такая упаковка идеально подходит для роз­лива молочной продукции. ПЭТ- бутылка надежно защищает продукт от воздействия условий окружающей среды, обеспечивая его безопасность, позволяя увеличить срок хранения и сохранить вкусовые качества, пита­тельные и органолептические свой­ства, что особенно важно для молоч­ных продуктов.

Прозрачный ПЭТ может исполь­зоваться для свежего молока или молока со вкусовыми добавками, а непрозрачный белый ПЭТ можно применять, например, для розлива ультрапастеризованного молока. Раз­работка ПЭТ-упаковки с барьерными свойствами открывает новые воз­можности для розлива ультрапасте­ризованного молока, которое очень чувствительно к свету и предполагает более длительное хранение на полках магазинов. Существуют различные технологии производства преформ с барьерными свойствами. Для улучше­ния светозащитных свойств одно­слойного ПЭТ используются различ­ные присадки, которые добавляются в сырье перед стандартным процессом экструзии. Альтернативой данной тех­нологии является изготовление мно­гослойных преформ методом много­слойного литья или совместной экс­трузии. Бутылки, произведенные из таких преформ, укупориваются без использования фольги.

 

- Какими Вы видите перспективы и направления развития производ­ства упаковочного оборудования для жидких молочных продуктов?

04 Горишний

- Отечественный рынок упаковки активно развивается. При этом ПЭТ- бутылка имеет ряд преимуществ: она существенно дешевле картонной упа­ковки, а также дает возможность клиенту иметь собственное произ­водство. Кроме того, обеспечивает­ся выигрыш в сроках хранения. К примеру, продукт в ПЭТ-бутылке, на­литой стандартным способом, име­ет срок хранения до 14 сут, налитой асептическим способом - до 30 сут.

Наиболее привлекательными явля­ются разработки автоматических ли­ний по получению ПЭТ-упаковки и линий розлива, обеспечивающих максимальный срок хранения упако­ванного продукта. Если говорить о самой ПЭТ-бутылке, то ее развитие будет идти в направлении различных типов геометрии с оригинальным ди­зайном. В частности, специалисты на­шего завода осуществляют дизайн будущей тары, делая ее привлекатель­ной и оригинальной.

 

- Как правильно выбирать: упаковочный материал под упаковочное оборудование или наоборот? Как проверить соответствие упаковки и оборудования?

05 Анна

- Решение относительно применя­емого упаковочного материала при­надлежит клиенту, однако каждый раз клиент получает от нас полную информацию, подготовленную наши­ми специалистами.

На основе многолетнего опыта в производстве фасовочного оборудо­вания можем сказать, что все начи­нается с выбора упаковочного мате­риала, а только потом приступают к проектированию оборудования.

Образцы упаковки, которые кли­ент обязан нам поставить для про­ектирования оборудования, должны быть в комплектах, т. е. стаканчик или ведро с платинкой и крышкой- нахлобучкой. Производитель фасо­вочного автомата гарантирует пра­вильное функционирование автома­та при условии его работы на постав­ленных образцах упаковки. Хорошее качество упаковки имеет огромное значение при автоматизации процес­са расфасовки, что влияет на макси­мальную производительность автома­та и помогает избежать потерь упаков­ки и продукта во время эксплуатации.

Существуют определенные требова­ния к упаковке. Так, стаканчики долж­ны иметь одинаковые размеры, борта стаканчиков не могут прогибаться под весом штабеля высотой минимум 2 м. Дно стакана на поверхности 35 мм должно иметь плоскую поверхность, без печати, благодаря чему присоска, которая забирает стакан, всегда пра­вильно поставит его в гнездо.

Для гарантии правильной работы автомата ведро и крышки должны со­ответствовать нижеследующим тех­ническим параметрам:

  •  иметь правильную форму, без от­клонений;
  •  не должны заклиниваться, когда находятся в однометровом штабеле;
  •  у ведер должен быть ориентатор, чтобы их ручки находились в одной линии;
  •  у ведра (в виде конуса) не может быть овального поперечного сечения, т. е. отклонение от круглой формы не должно быть больше 0,3 мм.

Алюминиевые листы (платинки) должны быть исполнены из алюми­ниевой фольги с односторонним по­крытием термосвариваемой фольгой (лаком - клеем густотой около 6 — 9 г/м2), которая будет соответство­вать материалу стаканчика, вторая сторона алюминиевого листа должна быть покрыта лаком, устойчивым к высокой температуре (около 40 °С выше температуры сварки).

Все платинки должны иметь плос­кую поверхность, без загибов и по­вреждений краев, платинки должны быть упакованы таким образом, что­бы их хвостики находились в одном положении.

Все модели автоматов для форми­рования и завертки брикетов работа­ют с применением различных упако­вочных материалов, таких как лами­нированная алюминиевая фольга, фольга на основе минеральных сос­тавных, а также пергамент.

Основой проектирования фасо­вочного оборудования TREPKO яв­ляется совмещение нескольких ре­шений в одной машине. Это обеспе­чивает возможности дозировки различных продуктов, а также при­менения упаковки разной формы и величины на одной модели фасовоч­ного автомата. Время замены пере­оснастки машин TREPKO сокращено до минимума.

 

Статью также можно скачать по данной ссылке.

 

Источник: Журнал Переработка Молока